УДК 121.21.61:151.21.31:159.9.101:159.922:159.96:510.2 : 530.145:577.359:577.38:577.388:616:53 Букалов А.В.e-mail: boukalov@gmail.com Теория психоинформационного пространства,
|
физика |
соционика |
И. Ньютон (классическая механика) |
А. Аугустинавичюте (соционика) |
Движение корпускулярных тел в бесструктурном плоском пространстве-времени, силовое взаимодействие между ними |
Существуют отдельные типы информационного метаболизма, информационное взаимодействие которых рассматривается изолированно, без учета социальных, личностных, трансперсональных, кармических и иных аспектов. |
Дж. Максвелл, А. Эйнштейн |
А. Букалов (теория психоинформационного пространства, соционика как подструктура этого пространства) |
Теория электромагнетизма Дж. Максвелла объединила в единое целое электричество, магнетизм, свет, предсказала радиоволны и т. д. Современные квантовые теории поля объединяют все фундаментальные физические поля и взаимодействия — гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное, — которые проявляются как частные случаи единого фундаментального поля и различаются математическими группами симметрий.
|
Существует особое Ψ-пространство со своей иерархической структурой психоинформационных полей, в котором находятся индивидуальные и коллективные психические образования, включая типы ИМ. Существует иерархия психоинформационных полей, определяемых группами симметрий фундаментального Ψ-поля. Каждому полю соответствует некая психическая реальность: от области Самости как единого фундаментального психоинформационного поля и трансперсональной части психического (TSP) до типов информационного метаболизма соционики и социальной (социетальной) психики, включая явления культуры, политики и др. При этом описание существования человека или группы людей включает в себя личностные, соционические, социальные, трансперсональные, кармические, синхронистические и иные аспекты существования. |
Существует и дополнительное описание, отмеченное еще А. Пуанкаре: либо описывается геометрия пространства движения, либо — силы или взаимодействующие поля (например, или искривленное пространство-время, в котором движется вещество, или гравитационное поле, воздействующее на вещество и формирующее траекторию его движения). |
Дополнительность в описании Ψ-пространства: либо иерархия психоинформационных полей, либо единое, искривленное, со сложной геометрией психоинформационное пространство.
|
Так в общей теории относительности Эйнштейна (ОТО) за счет существования гравитации пространство-время имеет структуру, кривизну и взаимодействует с материальными объектами, находящимися в нем. В свою очередь, материальные тела искривляют пространство-время, что и объясняет гравитационное притяжение. |
Каждое психическое образование, в том числе и тип ИМ, создает свое специфическое психоинформационное поле, которое «искривляет» это пространство. Такое поле интерпретируется как межличностное, интертипное или социальное взаимодействие между индивидами или коллективами. |
Таким образом, Ψ-пространство имеет следующую структуру:
Проявления психоинформационных полей |
Психоинформационные структуры |
область Самости |
|
религиозные и трансперсональные феномены |
структуры и объекты трансперсонального психического пространства, архетипы |
индивидуальное сознание |
индивидуальные психические структуры |
информационный метаболизм (обмен с окружающей средой) |
тип информационного метаболизма, его структуры |
социальная сфера, межличностные отношения политика, идеология, ментальность, культура, наука, экономика |
коллектив, социон (диады, квадры, малые группы) государство, интегральный тип, этнос, цивилизация |
Религиозные, трансперсональные, психологические, социальные, культурные феномены духовной жизни человека и общества, иных существ рассматриваются как составляющие Ψ-пространства в виде бесконечной иерархии психоинформационных полей. Соответственно теория Ψ-пространства играет роль «единой теории поля» как метатеории, объединяющей в единое целое все религии, эзотерические, философские и мировоззренческие системы и науки (включая психологию, соционику как теорию типов ИМ и социона, социологию, культурологию, антропологию, этнографию, политологию и др.), связанные с проявлениями трансперсональной, индивидуальной и социальной психики. Понятие Ψ-пространства включает в себя и семантическое пространство В. Налимова [5] как дополнительное к физическому пространству2.
Религиозные, трансперсональные, психологические, социальные, культурные феномены духовной жизни человека и общества, иных существ рассматриваются как составляющие Ψ-пространства в виде бесконечной иерархии психоинформационных полей. Соответственно теория Ψ-пространства играет роль «единой теории поля» как метатеории, объединяющей в единое целое все религии, эзотерические, философские и мировоззренческие системы и науки (включая психологию, соционику как теорию типов ИМ и социона, социологию, культурологию, антропологию, этнографию, политологию и др.), связанные с проявлениями трансперсональной, индивидуальной и социальной психики. Понятие Ψ-пространства включает в себя и семантическое пространство В. Налимова [5] как дополнительное к физическому пространству3.
Ψ -пространство является составной частью единого поля сознания Вселенной [3]. Этим понятием охватываются все психоинформационные проявления в «неживой» и живой природе. При этом теория информации, рассматриваемая в кибернетике и информатике, является частным, вырожденным случаем теории Ψ-пространства. В свою очередь Ψ-пространство является психоинформационной проекцией более общего психоинформационного пространственно-временного импульсно-энергетического B (Ψ, I , X, T, P, E)-пространства, его структур и полей. Это пространство в своей значительной части фрактально структурировано, как было показано автором, на функциональные ячейки, аналогичные соционическим моделям А или Б.
Таким образом, все явления психической и социальной жизни человека, этноса, государства и человека в целом могут быть адекватно описаны в рамках концепции Ψ-пространства и его структур в виде иерархии психоинформационных полей, определяющих наблюдаемые феномены на уровне личности, социума, политических и социально-исторических процессов.
Предложенная концепция показывает связь и переплетение различных наук о человеке, развивавшихся в значительной степени независимо друг от друга. Подобное описание позволяет, в зависимости от целей исследования, выбирать для изучения необходимую подструктуру — социальную или психическую — и в то же время учитывать целостную картину внутренних связей структур психоинформационного пространства.
В частности, понятие Ψ-пространства и его структур дает возможность адекватно описывать такие глобальные структуры как этносы, государства, цивилизации, а также происходящие в них процессы. Но это тема другой статьи.
Литература: